Asian Dub Foundation не забыли тех времен, когда музыка была не служанкой для масс, а оружием социального протеста. Этот коллектив, считающийся одной из самых «заполитизированных» групп мира, занял достойное место в ряду других борцов за свободу и права человека - Rage Against the Machine, Public Enemy и Beastie Boys. Asian Dub Foundation - детище выходцев из Индии, живущих в Великобритании. Они на собственной шкуре испытали расизм и реалии жизни «цветного» Лондона. Их песни касаются самых горячих социальных проблем: «дифференцированного» правосудия для белых и остальных, суда улиц, бытового насилия, глобализации экономики и «нового мирового порядка», установившегося после 11 сентября. Asian Dub Foundation понимают, что одним лишь рифмованным словом трудно достучаться до слушателей, поэтому обращают внимание не только на тексты, но и на качество музыки; это признанные новаторы, умело смешивающие тяжелые гитары, хип-хоп, джангл, реггей, драм-н-бейс, фанк и даб с национальной атрибутикой. И хотя ADF - индийцы, их творчество понятно и в Англии, и в Бразилии, и в Восточной Европе… История одной из самых неоднозначных групп Туманного Альбиона началась в 1993-м году. У истоков Asian Dub Foundation стоял басист Dr Das (Aniruddha Das), руководивший одной из творческих лабораторий Community Music - основанного известным джазовым барабанщиком Джоном Стивенсом фонда, который помогал детишкам бедным цветных районов Лондона получить музыкальное образование. ADF начали обретать очертания, когда к Дасу присоединился его ученик - 15-летний Master D (Deeder Zaman), талантливый MC, с девяти лет рэповавший в группе под названием State of Bengal. Так родилась sound system минимальной конфигурации: Dr Das заведовал диджейским пультом, Master D читал рэп-речевки. (Sound-system - получивший распространение в конце 60-х на Ямайке термин, означавший «кустарную студию», в состав которой входила диджейская вертушка, микшер, усилитель и громкоговорители. Всю эту технику грузили в кузов автомобиля и выезжали развлекать народ. Чаще всего с диджеем работал и MC). Третьим участником группы стал диджей Pandit G (John Pandit), активист организации по защите прав цветного населения CAPA. Гитарист Chandrasonic (Steve Chandra Savales), бывший участник техно-даб команды The Higher Intelligence Agency, присоединился к группе в 1994-м, а с приходом в 95-м году диджея и танцора Sun-J (Sanjay Tailor) Asian Dub Foundation приобрела законченный вид, став чем-то средним между традиционной sound system и настоящей рок-группой. Стиль свой музыканты описывали как «Asian jungle punk». «Мы испытывали разные влияния, пока росли - блюз, панк, джангл… И это даже не столько влияния, сколько из области вдохновения. Эта музыка вдохновляла нас, делала счастливыми, заставила самих взять в руки гитары… Поэтому в нашей музыке вы можете слышать панк-гитары, дабовые басы, джангл-биты и звуки, которые мы слышали на пластинках своих родителей», - говорит Dr Das. С самого начала Asian Dub Foundation были коллективом, в котором каждый вносил вклад в написание музыки и текстов. Музыканты не ставили своей целью достижение коммерческого успеха, им нужно было, чтобы их услышали. «Мы не планировали становиться звездами, - рассказывает Dr Das. - Когда мы только стартовали, у нас не было никакого мастер-плана, мы не стремились стать рок-старз». Дебютный EP группы, получивший название «Conscious EP», вышел в 1994-м, а первым публичным выступлением молодого коллектива стало участие в благотворительном концерте для Quddus Ali, состоявшемся в Лондоне в том же 1994-м. Тогда же молодую группу пригласили к себе на разогрев мэтры Transglobal Underground. Первый полновесный альбом ADF, «Facts & Fiction», вышел на лейбле Nation Records в 1995-м году и - не привлек особого внимания пишущей братии, занятой перипетиями словесной войны между лидерами Blur и Oasis. Не забывайте, что в то время быть «азиатом» еще не значило быть «крутым». Тем не менее, ADF заметили и пригласили в небольшое турне по Франции, где музыкантов встречали на редкость тепло. Новый альбом под названием «R.A.F.I.» вышел в 1997-м году на Virgin France - только во Франции. Забегая вперед, скажем, что в мае 1998-го он был выпущен и в родной Англии - уже под вывеской «Rafi’s Revenge»; после того, как группа заслужила славу одного и лучших концертных коллективов страны. А крестным отцом Asian Dub Foundation стал Бобби Гиллеспи, лидер Primal Scream, пригласивший молодых музыкантов последовать с его группой в турне по Британии летом 1997-го года. «Аудитория, большей частью белая, была поражена, - говорит Dr Das, - они не знали, как нас воспринимать. Публика видела азиатов, играющих панк-рок!». В ходе этого турне на ADF и обратили внимание британские масс-медиа. «Это было что-то вроде: «О, эти парни нравятся Primal Scream, значит, к ним нужно присмотреться!», - усмехается Dr Das. Однако предлагать контракт на запись альбома никто не спешил. «На нас приходили посмотреть заправилы шоу-бизнеса - из Creation, Island, Warner, Mute… Приходили и - ничего. Музыкальную индустрию в этой стране интересует не музыка - деньги, - продолжает Чандра. - Эти лейблы подписывают любую мало-мальски стоящую группу, которая в состоянии собрать Camden Falcon, но мы-то собирали намного более крупные площадки!» «Музыкальным бизнесом заправляют расисты, - высказался тогда Бобби Гиллеспи, насмотревшись на марлезонский балет вокруг своих протеже. - Посмотрите на ADF: если бы они были белыми скулящими пацанчиками с гитарами, их бы сразу подписали!» «И, знаете, прессу больше интересовали слова Бобби о том, что ему нравится наша музыка, а не это его высказывание», - вспоминает Pandit G. Однако вскоре такой «смельчак» нашелся: в том же 1997-м году группа подписала контракт с лейблом London Records, на котором и вышел отвергнутый ранее «Rafi’s Revenge». Новаторство музыкантов было оценено по достоинству - альбом получил номинацию на престижную награду Mercury Prize. Большую часть 1998-го года музыканты Asian Dub Foundation провели в турне, зарабатывая репутацию концертного коллектива. Журналисты изумлялись качеству музыки и интенсивности подачи материала, и наперебой сравнивали ADF с известными им панк-группами. В ходе турне музыканты объездили Великобританию и континентальную Европу, отыграв в Гластонбури и Фениксе и заехав даже в Японию - на фестиваль Fuji Rock. Осенью того же года с подачи Beastie Boys ADF были представлены американской публике, реакция которой на группу была исключительно положительной. Принимая во внимание все возрастающую популярность Asian Dub Foundation в Великобритании, Лондонская Коллегия Искусств предложила музыкантам содействие в основании ADF Education (ADFED), организации, позволяющей обучать детей из неимущих семей музыке и технологиям. Нечего и говорить, что музыканты с радостью согласились - сейчас ADFED представляет собой независимую организацию с действующими творческими лабораториями по всему Лондону. Весной 1999-го года Asian Dub Foundation провели свой первый тур в качестве хэдлайнеров по США и Канаде, получивший восторженные отклики в прессе. Сопровождала музыкантов в туре японская группа Audio Active, что позволило назвать весь тур «Asian Invasion». Вернувшись из турне, музыканты провели благотворительный концерт в пользу Сатпала Рама (Satpal Ram), «политического заключенного номер один», как называли его сами музыканты. В концерте, прошедшем в лондонском Scala, приняли участие Primal Scream и писатель Ирвин Уэлш. Дело Сатпала Рама, выходца из Индии, в свое время получило широкое освещение в прессе. Вина этого человека состояла в том, что в порядке самозащиты он убил одного из напавших на него молодчиков. Нападавшие были белыми, Сатпал Рам - азиатом. Его ждало пожизненное заключение. Забегая вперед, нужно сказать, что в 2002-м году этого человека освободили - не в последнюю очередь благодаря развернутой Asian Dub Foundation кампании в его защиту. В конце 1999-го вышел в свет концертник «Conscious Party» - 9 песен, записанных в ходе концерта в Астории, плюс ремиксы старых песен. Третий студийный альбом не заставил себя долго ждать. «Community Music», получивший свое название в честь того места, откуда вышли участники ADF, и в знак уважения к этнически и культурно дифференцированной фан-базе группы, вышел 20 марта 2000-го года. Он представил более «просторное» звучание, обеспеченное использованием струнных и духовых. «Community Music» удивил всех тех, кто ожидал «больше джангл-панка», став сплавом электроники и традиционной индийской музыки. Сами музыканты характеризуют свое творчество как «Sound Of Britain Today». «Тот факт, что мы совмещаем так много стилей, исходит из самого определения музыки, - говорит Чандра. - Мы рассматриваем музыку в традиционном ключе - как средство коммуникации между людьми. Мы собираем идеи и пропускаем их через призму своего мировоззрения - и ничего странного в этом нет. Странно то, что 99% других исполнителей забыли о роли музыки и ничего не выражают своим творчеством!» Первым синглом с альбома стала песня «Real Great Britain», критикующая политику Тони Блэра и последствия правления тори. В самом альбоме слушатели нашли песню-манифест «Free Satpal Ram»: ADF оказались весьма последовательными в борьбе за освобождение своего земляка . «Мы живем в стране с выборочной цензурой, - поясняет Чандра. - Посмотрите: на NME Awards в порядке вещей слова «fuck», «bitch», «sluts», но попробуйте выйти и сказать: «Освободите Сатпала Рама!» - и для них это будет чересчур!» «Своей музыкой мы даем комментарии к нашей жизни, нашему жизненному опыту, опыту наших родителей и всему происходящему вокруг, - продолжает Dr Das. - Вся наша лирика выходит из этого. И если все участники группы привлечены к работе в антирасистских организациях, то и поем мы именно об этом». На «Real Great Britain» и «Free Satpal Ram» критика существующего строя не закончилась. В дабовой «Memory Wars» музыканты обрушились на попытки некоторых историков переписать, сгладить новейшую историю; психоделический ска-фанк «New Day New Life» открыл горизонты нового, справедливого мира, возникающего только в мечтах, а мрачная «Naxalite» посвящалась борцам против загрязнения окружающей среды. «Rebel Warrior» рассказывала историю народного героя Индии, борца за независимость Бенгалии, жившего несколько веков назад - эта легенда передается из поколения в поколение и таким вот образом ADF показали, что и корни свои они прекрасно помнят. Еще одна песня - «Taa Deem» - стала данью памяти великому пакистанцу Нусрат Фатех Али Хану, который умер незадолго до выхода альбома. А в записи песни с «говорящим» названием «Committed To Life» приняла участие одна из основательниц экстремистской организации «Черная пантера» Ассата Шакур, приговоренная к пожизненному заключению в Штатах, но бежавшая на Кубу. Интересная деталь: не обращавший ранее на музыкантов внимания уважаемый музыкальный еженедельник NME поставил альбому высшую отметку - 10 из 10 баллов - впервые за семь лет! Критик журнала описал саунд ADF такой, в высшей степени неординарной характеристикой: «Здесь намешаны джанг-биты, рэп-полемика, дисторшированные панк-гитары, реггей, басовые линии, индийская классическая музыка и «умные» танцевальные биты, революционная даб-поэзия и социальный месседж, переплавленные в динамический звуковой клэш: Ли Перри плюс The Clash плюс The Specials плюс Public Enemy плюс Afrika Bambaataa плюс Zulu Nation и fuck u! Вы еще не побежали в ближайший музыкальный магазин? И если нет, почему нет? Кажется, с вами что-то не в порядке!» «Мы пришли в музыку с разным багажом и мировоззрениями, - говорит Dr Das. - мы слышали так много форм современной музыки, что теперь позволяем разным звукам работать вместе». «В английской традиции делать музыку, построенную на аккордах, - продолжает мысль коллеги Чандра. - Мы считаем, что все взаимозаменяемо и подтверждаем это. ADF открывают взаимоотношения между разными ритмами и разным звучанием - подобно тому, как люди разных рас находят что-то общее и начинают понимать друг друга. Это не фьюжн и не эклектик. Это из области взаимопроникновения. Эта метафора касается и людских взаимоотношений - мы собираем в одно целое разные культуры». После выхода «Community Music» Asian Dub Foundation вновь отправились в турне по Европе - на сей раз на разогреве у Rage Against the Machine. Аудитория RATM ранее и слыхом не слыхивала об ADF, тем приятнее музыкантам было рекрутировать все новых и новых поклонников. Летом 2000-го Asian Dub Foundation отыграли на всех крупных европейских фестивалях, а осенью отправились в поездку по Австралии и Новой Зеландии. В последовавший за ней тур по Франции группа ехала уже в другом составе: к музыкантам присоединились барабанщик Rocky Singh, с которым ADF свела судьба во время выступления в Торонто, исполнитель на табла и доле Pritpal Rajpur, а также два MC - Aktarvata и Spex, бывшие участники группы Invasion, «вышедшей» из ADFED. «Мы нашли Роки Синха в Торонто, где были с концертами в апреле 1999-го, - говорит Dr Das. - В новом альбоме программирование барабанов было менее сложным, принимая во внимание, что у нас появился профессионал. Когда мы играли «Naxalite» - бас, гитара и ударные - он сделал аранжировку лучше, чем была у нас! Теперь у нас есть все элементы, которые мы искали. И приятнее всего то, что наши новые участники вышли из нашей же аудитории!» В 2001-м году в рамках акции «Only Connect», состоявшейся в лондонском «Барбикане», ADF вживую исполнили саундтрек к фильму Мэттью Кассовица «Ненависть», рассказывающему о расовых проблемах Парижа, - картине, которую сами музыканты называют «шедевральной». Одна из песен - «La Haine» - вошла в альбом 2003 года «Enemy Of The Enemy». В апреле того же года благодаря поддержке Британского консульства Asian Dub Foundation дали несколько концертов в Бразилии, приобретя массу новых поклонников. В Бразилии ADF выступали вместе с группами ORappa, Nacao Zumbi и AfroReggae. Горячий прием со стороны латиноамериканцев произвел большое впечатление на участников ADF. «Тот бразильский тур был удивительным, - вспоминает Чандра. - Мы были буквально ошарашены реакцией людей. Это был незабываемый опыт. Лучший тур, который у нас когда-либо был!» Осенью 2001 года пути Asian Dub Foundation и London Records разошлись. ADF начали готовить новый альбом, подписав соглашение с Virgin France. Этот год музыканты завершили большим туром по Восточной Европе. В Югославии они выступали перед 8-тысячным стадионом, а в одном из болгарских клубов - перед 3500 тысячами зрителей. «Мы играем рейвы в клубах, выступаем на фестивалях world-music или рок-концертах - и везде поднимаем народ, - с удовлетворением замечает Чандра. - Но всегда делаем это по-рок-н-ролльному!» В 2002-м, задумавшись над своим новым альбомом, музыканты решили привлечь к его записи легендарного даб/реггей продюсера Эдриана Шервуда. Запись альбома велась в студии Levellers в Брайтоне. Совмещая запись с гастролями, группа посетила Кубу, где выступила перед 5-титысячной толпой, собравшейся в Salon de Rosanda, концертном зале, ранее ассоциировавшемся только с концертами исполнителей сальса. В марте 2002-го года Asian Dub Foundation объявили об уходе одного из основателей группы - Master D. «Фактически свой последний концерт с нами он отыграл в новогоднюю ночь 2000-го года, - сказал Dr Das. - Deeder решил полностью посвятить себя работе в социальной сфере - бороться против расизма не музыкой, а делом. Он всегда говорил нам, что когда-нибудь настанет тот час, когда ему придется сделать выбор. Мы благодарны ему за тот вклад, который он внес в процесс превращения Asian Dub Foundation из никому не известной саунд-системы в уважаемый во всем мире коллектив. Желаем ему успеха, счастья и удачи во всех его начинаниях». Четвертый студийный альбом Asian Dub Foundation - «Enemy Of The Enemy» - вышел 3 февраля 2003 года. За время, прошедшее после выпуска предыдущего диска, мир перевернулся: бывший друг может стать злейшим врагом, а помощь может прийти оттуда, откуда никто не ожидает. ADF, конечно же, не смогли пройти мимо чудовищных терактов 11 сентября, на новом альбоме этому событию посвящены сразу две песни: «Blowback» и «Enemy Of The Enemy». Не обошли стороной музыканты и проблемы глобализации - первый сингл с альбома - «Fortress Europe» - рисует картину ближайшего будущего, в которой границы существуют только для бедных. Красивейшая баллада «1000 Mirrors», исполненная Шинейд О’Коннор, посвящена «домашнему насилию» и, в частности, Зуре Шах, получившей пожизненное заключение после того, как отравила своего мужа, годами издевавшейся над ней. Еще одним «звездным» гостем стал гитарист Radiohead Джонни Гринвуд - его гитара вносит мятежный панковский дух в «Fortress Europe». Asian Dub Foundation не стали спокойнее или лояльнее - это все те же «midi-warriors», открывающие людям глаза на происходящий вокруг беспредел. Группа со своим «message&attitude», что в наше время встречается все реже и реже. Лидер скандальной формации Body Count рэппер Ice-T так объяснил свое решение вернуться на сцену после многолетнего отсутствия: «Я считаю, что сейчас как раз время для Body Count». Как и для Asian Dub Foundation. Напоследок - несколько высказываний музыкантов. «Я не хочу быть звездой на сцене, я крепко стою на земле, много рок-н-ролла - вредно. Но мы уже стали ролевой моделью для молодых азиатов. Мы хотим полностью разрушить все стереотипы, касающиеся азиатов и азиатской музыки». - Dr Das. «Cornershop и мы говорим одно и тоже, а людям это «трудно для понимания»… Эти ребята пишут великолепные песни со своим уникальным звучанием, но они - пакистанцы, в этом-то вся проблема. Им было трудно, но они сделали всех, сделали своей песней «Brimful Of Asha». Очевидно, что никто не может остановить нечто по-настоящему сильное, а музыка сама по себе обладает большой мощью. У нас есть поговорка: «Вдвое так тяжело, чем вполовину возможного». И как бы ни было тяжело, можно достигнуть победы». - Чандра.
|