Манчестерский дуэт Autechre Шон Бут (Sean Booth) и Роб Браун (Rob Brown) встретились через общего друга в 1987 году, когда смертоносные течения электро произвели на свет хип-хоп и музыкальная карта навеки изменилась. Они оба экспериментировали со звуком с детства, особенно Шон. Дедушка подарил ему старый reel-to-reel, на котором он нарезал телезаписи. Ко времени их встречи он продвинулся до дешевого сэмплера Casio, а у Роба был Roland 606. Постепенно они стали зарабатывать себе имя, и интервью на местной пиратской радиостанции дало Autechre возможность организовать собственное радиошоу - они и сейчас это иногда делают с еженедельным Disengage на Manchester's Kiss 102 FM. Между своими любимыми записями - Unique 3, DHS, раннее Radioactive Lamb - они вставляли один из собственных скромных экспериментов и ждали откликов. Затем, ободренные позитивными рецензиями, в конце 1991 года Autechre выпустили сингл Cavity Job под именем M.Y.S.L.B. Productions. Они послали демо-кассету на Warp Records. Через год они обнаружили себя бок о бок с такими светилами, как The Black Dog и Aphex Twin на компиляции Artificial Intelligence, выпущенной в конце 1992 года. Здесь мы уже слышим фирменное звучание Autechre - небыстрые, но сложные ритмы, протяжные амбиентные синтезаторные пассажи и красивые мелодии на переднем плане. Первый альбом Autechre Incunabula выходит в свет в 1993 году. Здесь мы слышим все ту же mid-tempo ритмику (набор звуков здесь вполне канонический - ни на одном альбоме в дальнейшем мы не услышим до боли знакомые звуки Roland TR-808) и конечно же замечательные мелодии. Inculabula по праву считается наиболее позитивным и романтичным альбомом Autechre. В создании этого диска также принимал участие Darrel Fitton, более известный как Bola. Самый жесткий и ритмичный трек Basscadet с первого альбома Autechre становится синглом. В виде трех 10 пластинок появляется 6 ремиксов (это первый и единственный пока случай, когда Autechre привлекают других музыкантов для ремикширования собственных треков): три из них делают сами Autechre, два - Beaumont Hannant и еще один - Seefeel, коллеги Ae по Warp. Кроме того, Бомонт Ханнант делает и третий ремикс, гитарный. С оригиналом basscadet он имеет крайне мало общего и на сингл его решают не включать, однако он затем появляется под названием Autun на альбоме Beaumont Hannant Sculptured . Самый же удачный трек на этом сингле это конечно же второй ремикс от Бомонт Ханнанта, beaumonthannanttwomx . В отличие от ритмичного оригинала, практически лишенного мелодий, ремикс наоборот потрясающе красив и мелодичен и по праву считается одним из самых лучших треков в истории IDM. В 1994 году появляется второй альбом Autechre под названием Amber . Здесь уже нет той позитивной романтики, что была на Incunabula . Amber более задумчивый, темный, и при этом местами просто завораживающе красивый. Холодные амбиентные композиции сменяются довольно тяжелыми ритмичными треками, затем а кульминацией диска становится светлая, легкая и воздушная композиция Slip . Для части поклонников группы Autechre, так и не принявших шумовые эксперименты, Амбер так и остался вершиной творчества Autechre. В том же году, как часть акции протеста английских музыкантов против принятого тогда в великобритании Criminal Justice Bill, закона, ограничивающего в частности проведение музыкальных мероприятий и накладывающего ограничения на циклические ритмы, Autechre выпускают трехтрековую Anti EP . Буклет этого диска гордо сообщает что третья композиция вообще не содержит repetitive beats, в то время как первая и вторая весьма цикличны и поэтому попадают под действие CJB :) Еще одна интересная особенность этой пластинки - то, что на ней не указана скорость проигрывания и даже явно сказано что ее можно играть как на 33, так и на 45 (звучание компакт-диска врочем соответствует проигрванию пластинки на 45 RPM). С тех пор еще не один релиз Autechre вызовет споры по поводу скорости его проигрывания :) В то время как Autechre вместе с Aphex Twin становятся хедлайнерами набравшего популярность Warp Records, Sean и Rob открывают еще одну сторону своей деятельности - появляется проект Gescom (сокращенное от Gestalt Communications). По словам самих Шона и Роба, Gescom является чем-то вроде формации свободного современного искусства - проект не имеет постоянного состава, помимо музыкантов туда входят художники, дизайнеры и т.д. Первая пластинка Gescom выходит на маленьком лейбле Skam, принадлежащем Энди Мэддоксу, большому другу Autechre. В записи первой пластинки помимо Шона и Роба принимают участие все тот же Darrel Fitton и Rob Hall. В Gescom EP слышны фирменные мелодии от Даррела Фиттона, а ритмы напоминают инкунабулу , слегка сдвинутую в сторону электро. Последовавшая за первой пластинка Gescom 2 записана Шоном и Робом в соавторстве с Мэддоксом и уже значительно отличается от традиционных Autechre, здесь мы слышим цикличный мутантный хип-хоп . Пластинки Gescom выходят ограниченными тиражами и уже через год становятся раритетами. Тем временем на Warp выходит Tri Repetae , третий полнометражный альбом группы. Звучание уже в корне отличается от Amber - здесь мы не услышим вообще ни одного канонического звука, во главу угла ставится Эксперимент. Все перкусионные звуки шуршат и хрустят, синтезаторные пассажи настолько задавлены обработками, что иногда на заднем плане слышно лишь какое-то чавкающее месиво. Ярко выраженные мелодии практически отсутствуют, лишь время от времени вступают фирменные красивейшие печальные стринги. Диск предельно дегуманизирован - иногда музыка оставляет ощущение того, что все это - звук какого-то загадочного механизма. Оформление диска это впечатление только усиливает - Tri Repetae это темно-зеленая коробка без опознавательных знаков с фотографиями частей двигателя в буклете. Альбом получает крайне неоднозначную реакцию - многие называют TR бессмысленным набором шумов (эх, как далеко еще был выпуск Gescom Minidisk ;). Однако любителями IDM диск сразу был принят на ура и неожиданно победил в IDM poll 1995, обойдя даже признанный шедевр Aphex Twin I Care Because You Do . Еще одна отличительная черта диска - полная бессмысленность названий композиций. Хотя Autechre всегда тяготели к странным названиям, среди них время от времени все-таки попадались английские слова. Тут же началась полная буквенная каша. В какой-то момент все решили что эти названия - выборка из словестного бреда генератора случайных символов, однако Sean и Rob опровергли в интервью эту идею, сказав что названия все-таки рождаются в их головах и часто это очень неправильно написанные слова английского языка, которые надо лишь соответствующим образом прочитать (такая странная орфография тем не менее часто соответствует произношению нормального слова). За альбомом последовали две ЕР - Anvil Vapre и Garbage , по звучанию во многом сходные с Tri Repetae , оданко не настолько ровные и монотонные. На Anvil Vapre выделяется замечательный трек Second Scepe , очаровывающий своей меланхоличной мелодикой, а на Garbage - две глубоких и красивых эмбиент-композиции. Кроме того на первый трек с Anvil Vapre под названием Second Bad Vibel был снят клип, ставший вторым (после Basscadet ) видео группы Autechre. Через год американский лейбл TVT выпускает двойной альбом Tri Repetae++ , содержащий Tri Repetae в качестве первого диска и две ЕР на одном CD в качестве бонус-диска. Это издание и рекомендуется к приобретению :) Autechre продолжают активную музыкальную деятельность - много выступают с концертами (при этом концертный материал довольно импровизационен, вживую играется музыка, в корне отличающаяся от студийной), в том же 1995 году группа выступает в программе у Джона Пила на BBC Radio One. Долгое время записи Autechre Peel Session ходят по рукам в качестве бутлега, пока наконец в 1999 году Warp не издают эту ЕР официально. Autechre также активно заняты ремиксами на других музыкантов: Cylob, Saint Ethienne, Palm Skin Productions, Beaumont Hannant и т.д. Продолжается и жизнь проекта Gescom. Начиная с третьей пластинки, которой стала The Sounds of Machines Our Parents Used , вышешая на Clear, Gescom перестали указывать на пластинках свой состав и об участии тех или иных музыкантов в записи каждой пластники остается только догадываться. The Sounds ... продолжает электро-хоповые традиции первых двух пластинок Gescom, а вот последовавшая за ней Keynell EP на Skam уже выдержанна в традиционном autechrish-стиле, лишь с легким хоповым привкусом. Эту пластнику можно назвать переходным этапом Autechre между Tri Repetae и Envane ЕР , которая увидит свет в 1997. В 1996 году появляется весьма странная пластника Gescom Motor EP на немецком лейбле Source. 2 трека с этой пластинки представляют собой довольно стандартное техно средней степени минималистичности, еще два - довольно мелодичное электро, однако все же очень далекое от того, что было не предыдущих пластниках Gescom. Ответ на вопрос, почему же Gescom вдруг подались в стандартные музыкальные течения, был дан позднее самими Autechre. Оказалось что участия в создании Motor EP Шон и Роб не принимали вообще и эта пластника целиком и полностью является детищем остальных участников этого проекта. Чьим же конкретно опять остается только гадать. Gescom и поныне остается чисто виниловым проектом - на CD издавались лишь отдельные их треки, попавшие на различные сборники. Но Gescom'ом любовь Autechre к vinyl only релизам не ограничивается. То ли по злой иронии судьбы, то ли из желания Autechre не попадать под каноны индустрии шоу-бизнеса, изданными только на виниле оказались две едва ли не лучших ЕР Autechre, причем издали их не тяготеющие к загадкам, культовости и оргиначенным тиражам Skam, а практически мейджор-лейбл, их родной Warp. Первым таким релизом для Autechre оказалась двухтрековая 12 пластинка we r are why / are y are we? , единственным местом распространения которой оказался интернет мейл-ордер на сайте Warp records. Оба трека с этой пластинки сочетают в себе лучшие элементы звучания Autechre разных лет: похрустывающие нестандартные звуки из Tri Repetae , электро ритмы из раннего Gescom или Anti EP и теплые красивые мелодии времен двух первых альбомов. Вторым культовым раритетом Autechre, выпущынным на Warp стала ЕР Keynell, Autechre remixes , вышедшая в 1996 году только на виниле, да еще и ограниченным тиражом. Два трека, просто названные Keynell без каких бы то ни было названий миксов по всей видимости являются не ремиксами на какой-то из четырех Keynell'ов со Skam (хотя у них есть некоторое сходство с замечательным Keynell 4), это просто еще два новых трека от Autechre. И опять же здесь есть все что нужно для счастья - прекрасные меланхоличные мелодии, сложные ритмы и даже зацикленный обработанный голосовой сэмпл. Оба трека нейтральны относительно скорости проигрывания - судя по звукам изначально они записаны под 45 RPM, но на 33 звучат пожалуй даже более красиво и завораживающе. А в начале 1997 года Autechre выпускают новый альбом и EP. Альбом Chiastic Slide как всегда для новых дисков Ae звучит очень необычно и поначалу воспринимается не самым лучшим образом. Сразу с первого трека на слушателя обрушивается такое количество нойзовых звуков, что поначалу все время хочется почистить иголку проигрывателя. Однако послушав альбом несколько раз становится понятно что за этим потоком хруста, скрежета и скрипа спрятаны и фирменные сложные аутекровские ритмы, и очаровательные грустные мелодии. Этот альбом Autechre довольно разнообразен - тут есть и один скоростной трек, слушая который вспоминается aphex twin, и меланхоличные мелодические участки, и длиннющий, целиком нойзовый трек. Однако в целом это все те же экспериментирующие Autechre и через полгода все эти шумовые коллажи воспринимаются как должное и становятся такими же приянтыми уму и сердцу, как и теплые мелодии Инкунабулы . Миниальбом Envane сделан примерно на том же наборе звуков, что и Chiastic Slide , но музыка здесь сильно сдобрена хоповыми специями. Здесь есть и соответствующие ритмы (впрочем конечно же это не тот хип-хоп, который был на Gescom 2 , все звуки здесь очень синтетичны, все хрустит и задавленно фирменным lo-fi эффектом), и даже обработанный голосовой сэмпл со скретчами. А в августе появляется еще одна EP Chichlisuite , которую можно считать очередным поворотом в саунде Autechre. Первое, на что обращаешь внимание, слушая этот диск - звук стал неожиданно чистым, минимум шумов и хруста. Первый предвестник звучания, которое появится на следующем альбоме - скоростная Pencha с мелодиями, полученными из генератора случайных нот. Продолжается традиция выдавать по бриллианту на каждом миниальбоме - чарующая, нежная композиция Krib едва ли не самый красивый трек за все время существования группы. В 1998 году появляется пятый полнометражный альбом Autechre. Черная коробка без опознавательных знаков, официально не имеющая названия, была тут же прозвана LP5 ( пятый альбом ). И конечно же тут опять море экспериментов - скоростные хаотичные ритмы, случайно сгенерированные мелодии и шумовые пассажи перемежаются неожиданно красивыми и берущими за душу треками. Сами Sean и Rob неоднократно признавали что большая часть мелодий на этом альбоме (в отличие от названий треков) действительно сгенерированны случайно. В этом альбоме атмосфера экспериментальности доведена буквально до предела, LP5 это уже даже не IDM, а какой-то электронный авангард. И уже традиционно, диск встречает много негативных отзвыов даже со стороны самых преданных поклонников Autechre. Высшей точкой немузыкальности (а также любви к нестандартным носителям ;) в творчестве Autechre / Gescom становится альбом Gescom выпущенный только на минидиске. Дать этому какое-то вдумчивое описание довольно сложно - на диске 89 треков и это даже не лупы, а какие-то шумовые кусочки, которые рекомендуется слушать в shuffle mode. Состав проекта на этот диск естественно неизвестен, поэтому есть вероятность того что Sean и Rob опять решили остаться в стороне от дел , однако упорное движение Autechre в сторону безумных экспериментов, проявлявшееся по крайней мере на трех последних альбомах, дает повод думать что эта странная шумелка все-таки принадлежит перу Шона и Роба (ну или по крайней мере перу ими запрограммированных случайных генераторов ;) Последняя работа на данный момент - появившаяся в июне 1999 года очередная ЕР без названия, получившая по аналогии с альбомом неофициальное название EP7 , как водится продолжает и развивает традиции предыдущего альбома. Как всегда музыканты нашли чем помимо звуковых комбинаций удивить слушателя и на этот раз. Миниальбом длится больше 60 минут и содержит hidden track, записанный перед началом трека номер один (услышать его можно перемотав диск назад в начале первого трека). Чего ждать от последующих работ Autechre? Дальнейшего ухода в авангард и экспериментализм или наоборот возврата к красоте и романтизму Инкунабулы ? Скорее всего группа все-таки пойдет по пути экспрементов. Возврат к старому невозможен хотя бы потому что звучание почти каждого альбма легло в основу своего музыкального направления, которые развивают уже новые музыканты - Hab, Plod, Freeform, Funkstorung, AeMic, Fizzarum нередко сравниваются с Autechre. Вряд ли здесь стоит говорить о каком-то заимствовании, да и потом что значит похожи на Autechre , если сами Autechre настолько многолики? Однако Autechre безусловно явились отправной точкой для многих молодых электронщиков и по всей видимости их будут любить не меньше чем нынешнее поколение любит Kraftwerk и Depeche Mode.
|